rus

Методы анализа рынка для начинающих

Экономические циклы

Экономические циклы – регулярно повторяющиеся периоды в развитии рыночной экономики. Общий тренд экономического роста сопровождается периодическими флуктуациями в экономической активности: сокращение или увеличение производства, инвестирование, уменьшение или увеличение прибыли, рабочих мест, цен, Цикл экономической активности состоит из 4 фраз: Экспансии, Пика, Рецессии и Дна.

Экспансия

После достижения самого низкого уровня цикла следует фаза оживления, которая характеризуется ростом рабочих мест и производительности. Многие экономисты полагают, что в этой фазе инфляция не растет до тех пор, пока экономика не начнет работать в полную силу, или, другими словами, не достигнет пика.

Пик

Пик или вершина бизнес цикла – высшая точка экономического оживления. В этой точке, безработица достигает самого низкого уровня, и исчезает полностью, и экономика использует максимальные (или близкие к ним) ресурсы, весь государственный капитал и трудовые ресурсы, занятые в производстве. Обычно, но не всегда, во время пика увеличивается инфляционное давление.

Рецессия

Рецессия – период сокращения производства и бизнес активности. В результате сокращения рынка, рецессия обычно характеризуется растущей безработицей. Большинство экономистов верят, что экономический спад или рецессия является спадом в бизнес активности, который длится шесть месяцев.

Дно

Дно экономического цикла – низшая точка производства и количества рабочих мест. Специалисты полагают, что достижение дна свидетельствует о конце рецессии, так как эта фаза не является продолжительной. Но история знает и исключения из этих правил. Великая Депрессия 1930-х годов продолжалась около 10 лет.

Длинные циклы являются экономическими циклами, длящимися более 10 лет. Иногда их называют именами их исследователей.

Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов:

  • Среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 6-13 лет)
  • Ритмы Кузнеца (характерный период — 15-25 лет);
  • Длинные волны Кондратьева (характерный период — 50-60 лет).
  • Циклы Форрестера (200 лет).

Циклы экономической активности различаются по длительности отдельных фаз, максимальных подъемов и максимальных спадов. В настоящее время скольжение циклических флуктуаций и бизнес активности более заметны, интервалы между кризисами становятся длиннее, а их глубина и разрушительная сила уменьшается. Зачастую, кризису предшествует более умеренная форма – рецессия.

Хотя считается, что изменения в бизнес активности напрямую или косвенно связаны с экономическими циклами, существуют и другие факторы, влияющие на экономику. Наиболее важными из них являются сезонные флуктуации и долгосрочные тренды. Влияние сезонных флуктуаций наблюдается в определенные периоды года, например, прямо перед Рождеством или Пасхой, когда активность бизнеса стремительно увеличивается, особенно в розничной торговле. В других отраслях промышленности, таких как сельское хозяйство, машиностроение также присутствуют сезонные изменения.

Долговременные тренды определяют долгосрочный подъем или спад экономического роста. Экономический цикл обычно ассоциируется с изменениями в объеме продукции. Многие экономисты верят, что продукция измеряется валовым национальным продуктом и самым надежным показателем в экономике. Важно отметить, что экономический цикл в фазе восстановления свидетельствует не об увеличении ВВП, а является одним из его признаков. Негативный рост, длящийся определенный период времени - обычно 6 месяцев или более - является знаком спада в экономике. На контрасте, стабильно высокий темп роста, показывает, что экономика находится на подъеме.

Циклы экономической активности

Циклами экономической активности называются малые экономические десятилетние циклы. Они возникают на фоне крупных экономических циклов, длящихся 50-60 лет. Крупные циклы были изучены российским экономистом Кондратьевым. Они состоят из восходящих и нисходящих флуктуаций в экономических условиях, каждая из которых длится до 30 лет. Крупные циклы базируются на революционных изменениях в технологиях, дизайне и продукции. Переход к постиндустриальному обществу в развитых странах совпадает с пятой, самой длинной волной цикла Кондратьева. Начало восходящей фазы ассоциируется с реструктуризацией в экономике, основанной на технологиях высокой производительности.

Анализ графиков

График цен – это последовательность цен, отображенная графически в течение определенного периода времени. С точки зрения статистики графики рассматриваются как участки временного ряда.

Типы ценовых графиков =

Существует три вида графиков:

  • Линейные (рис.1)
  • Бары (рис.2)
  • Японские свечи (рис.3)

2 и 3 дают более детальную информацию, такую как открытие, закрытие, минимум и максимум на протяжении определенного временного отрезка.

Поддержка и сопротивление

Уровень/линия поддержки и сопротивления – это определенный уровень, при достижении которого цена не может упасть или, соответственно, возрасти. На любом рынке со стабильной торговлей цены будут встречать уровни поддержки и сопротивления. Другими словами, когда цена достигает определенного уровня, быки или медведи начинают агрессивную покупку или продажу, потому что не согласны ни с текущим уровнем. И в какой-то момент спрос и предложение уравниваются, тем самым формируя линии сопротивления и поддержки. Однако если наметятся резкие восходящие или нисходящие рывки торгового диапазона, предыдущий уровень поддержки становится уровнем сопротивления (рис. 4), а уровень сопротивления, напротив, становится уровнем поддержки (рис. 5).

В дополнение к линиям тренда, ценовые минимум и максимум могут служить уровнями поддержки и сопротивления (рис. 6 и 7). Однако предыдущий ценовой максимум, а также минимум не обязательно являются теми уровнями, с которых цена прыгнет обратно. Они говорят нам, что когда цена приблизится к ним, она может достигнуть уровня поддержки и сопротивления близко к минимуму и максимуму, потому что рынок помнит, что между быками и медведями на этом уровне было равенство. Когда цена приближается к уровню поддержки, все начинают покупать, и напротив, когда она достигает уровня сопротивления - все продают валюту. Отскок от предыдущего минимума и максимума может послужить сигналом предстоящего падения или роста цен.



Критерием для пробоя уровней поддержки и сопротивления может стать последовательность из 2-3 закрытий ниже или выше этих уровней соответственно, так как обычный пробой сам по себе ничего не значит. Этот критерий является подтверждением длительного изменения цены. Существует несколько подходов к определению критерия: глубина пробоя, значение цены, исходя из уровней поддержки и сопротивления.

Бары (рис. 9), японские свечи (рис. 10), минимумы (рис. 11) и максимумы (рис. 12) могут также служить линиями поддержки и сопротивления.

Тренд

Тренд - это восходящая или нисходящая тенденция, которая характеризуется строгой последовательностью повышающихся максимумов и минимумов в случае восходящей тенденции, и понижением минимумов и максимумов в случае нисходящей тенденции. Бычий тренд не считается сломленным, пока не пробит предыдущий максимум или минимум. Другими словами, следующий максимум или минимум будет ниже предыдущего. Это обязательный критерий для восходящей тенденции. Медвежий тренд не считается сломленным, пока не пробит предыдущий минимум и максимум соответственно.

Торговый коридор

В отличие от тренда, торговый диапазон представляет собой горизонтальную тенденцию, при которой последовательность максимумов и минимумов находится практически на одном уровне. Он также включает в себя колебания цены на продолжительном отрезке времени. Торговый коридор считается пробитым, если была пробита его верхняя или нижняя граница. (рис. 15)

eng

Market analysis for beginners

Economic cycles

Economic cycles are regularly repetitive periods in the development of a market economy. The overall trend of economic growth is accompanied by periodic fluctuations in economic activity: alternation of contraction and expansion of production, investment, decrease and increase in income levels, employment, prices, interest rates, rates of securities. The cycle of economic activity consists of four phases: Expansion, Peak, Recession and Bottom.

Expansion

After reaching the lowest point of the cycle there is a phase of recovery, which is characterized by the growth of employment and production. Many economists believe that this stage has low inflation until the economy begins to operate at full capacity or, in other words, until it reaches a peak.

Peak

A peak, or top of business cycle, is the highest point of economic recovery. At this point, unemployment reaches the lowest level or disappeared entirely and the economy operates with maximum (or close to it) load, that is all of the country's capital and labor resources are engaged in the production. Usually, though not always, during the peak inflationary pressures increase.

Recession

A recession is a period of reducing output and business activity. As a result of contracting market, decline is usually characterized by growing unemployment. Most economists believe that economic downturn or recession is only a drop in business activity, which lasts six months at least.

Bottom

Bottom of economic cycle is the lowest point of production and employment. It is believed that the achievement of the bottom predicts the end of the recession as this phase of the cycle is not long. But history knows and exceptions to this rule. The Great Depression of 1930s lasted for nearly ten years.

Long cycles are economic cycles with duration of more than 10 years. Sometimes they are called by names of their researchers.

  • Investment cycles (7-11 years) are studied by Clement Juglar;
  • Infrastructure investment cycles (15-25 years) are studied by Simon Kuznets;
  • Series of Kondratieff (45-60 years) are described by Russian economist Nikolai Kondratiev;
  • Cycles of Forrester (200 years) are described by American engineer Jay Forrester.

Cycles of economic activity are varied and differ in their duration, duration of individual phases, maximum's heights and minimum's depths. In the current conditions, smoothing of cyclical fluctuations and business activity are noticed and intervals between crises become longer, their depth and destructive power reduce. Most often, a crisis is superseded by milder form -recession.

Although it is considered that changes in business activities are directly or indirectly related to economic cycles, there are other factors affecting the economy. The most important of these are seasonal fluctuations and long-term trends. The influence of seasonal variations is observed at certain times of the year, for example, shortly before Christmas or Easter when business activity increases dramatically, especially in the retail trade. In other industries such as agriculture, car industry and construction there are also seasonal variations. Secular trends determine long-term increase or decrease in economic growth.

The economic cycle is often associated with changes in output volume. Many economists believe that output is usually measured by gross domestic product (GDP) and the most reliable indicator of the economy. It is important to note that an economic cycle in the phase of recovery is evident not in an increase in GDP, but paces of this increase. Negative values of growth rate over a certain period of time, usually six months or more, are considered as a sign of slowdown in the economy. In contrast, the consistently high, from month to month, growth rates show that the economy is booming.

Cycles of economic activity are related to small economic cycles of 10 years. They are developed against a background of a large cycle of economic development of up to 50-60 years. Large cycles are identified by Russian economist Kondratyev. They consist of upward and downward fluctuations in economic conditions, each of which lasts for up to 30 years. Large cycles are based on revolutionary changes in technologies, design and production needs. The transition to post-industrial society in the developed countries coincides with the fifth longest wave of the Kondratyev cycle. The beginning of the upward phase is associated with the restructuring of the economy based on high-profile and science-intensive technologies.

Chart analysis

A price chart is a sequence of prices plotted over a specific time frame. In statistical terms, charts are referred to as time series plots.

Types of price charts

There are three types of charts:

  • Line (Fig.1)
  • Bars (Fig.2)
  • Candlesticks (Fig.3)

2 and 3 give more detailed information such as the open, close, low and high over a specific time frame.

Support and resistance

The support and resistance line/level is a certain level reaching which the price cannot fall or move higher, respectively. In any market with a stable trading range prices will meet resistance and support levels. In other words, when the price reaches a certain level, the bulls or bears begin aggressive buying or selling, because they do not agree to any level, and at some point supply and demand in the market are equal, thus forming resistance or support lines. However, if there is an upward or downward breakout of a trading range, the previous support level becomes the level of resistance (Fig. 4), and the level of resistance, on the contrary, becomes the level of support (Fig. 5).

In addition to trend lines, the low and high can serve as support and resistance levels (Fig. 6 and Fig.7). However, the previous high or low does not mean that it is the level from which the price will leap back. They tell us that when price moves close to them, it may meet the level of support or resistance near the low or high because the market remembers that there was parity between the bulls and bears at this level, and when the price is close to the level of support all start buying, and when approaching the level of resistance, on the contrary, start selling. A breakout of the previous minimum or maximum can be considered as a signal to further fall or increase in prices.



The criterion for a breakout of support and resistance levels can be a chain of 2-3 closures below or above these levels, respectively, as common breakout still did not mean anything (Fig.8). The above criterion is confirmation of a temporary duration. There are several approaches to definition of criteria: breakout depth, price values coming out of support or resistance levels.

Bars (Fig.9), candlesticks (Fig.10), the lows (Fig.11) and highs (Fig.12) can also serve as support or resistance lines.

Trend

Trend is an upward or downward tendency which is characterized by a strict consequence of higher maximums and minimums, in case of upward tendency, and lower minimums and maximums, in case of downward tendency. An uptrend is considered not to be broken till the previous high or low is not broken through. In other words, the next high or low is lower than the previous one. It is the necessary criterion for an upward tendency. A downtrend is considered not to be broken till the previous low or high is not broken through.

Trading range

Unlike a trend, a trading range represents a horizontal tendency in which a sequence of the highs and lows are almost in the same level. It also includes price fluctuations over long-lasted period of time. A trading range is considered to be broken if its upper or low boundary has been broken through. (Fig.15)